Где тут свобода?

Хочется обобщить ситуацию в обществе, но поскольку деталей очень много, то для краткости удобно взять некую абстрактную картину, которую свободно мыслящий человек вполне сможет спроецировать и на другие сферы жизнедеятельности — от бытовой до политической. Попробую это сделать на примере транспорта, и потом немного обобщить.

В годы подъёма научной мысли (как мне кажется — в 50-60-е гг.) страной управляли технократы (на уровне практики, а не выступлений с трибун). Они мыслили примерно так. Есть транспортная проблема. Всем нужно куда-то перемещаться. Какие нам доступны технологии? В основном — двигатель внутреннего сгорания. Цикл Карно. КПД 65%, потом — трение, неидеальность материалов, разные условия дорожных покрытий…

Вариантов — два: индивидуальный или общественный подход. Если дать каждому по мотоциклу в десять лошадиных сил, перемещаться можно будет куда угодно и как угодно, но в масштабах страны/республики/города это миллионы/сотни тысяч/тысячи мотоциклов — это умноженное на десять число лошадиных сил, определённое количество топлива, материалов, производственных мощностей.

Если строить автобусы — нужно оптимально продумывать маршруты, заниматься вопросами рационального размещения человеческих ресурсов, вырабатывать культуру общественного пользования транспортом. Это сложно, но вместе с тем количество лошадиных сил и затраченного топлива растёт с другой пропорциональностью: пятьдесят мотоциклов — пятьсот лошадей, а автобус — вдвое меньше. Для железной дороги энергия, затраченная на перевозку одного пассажира, ещё меньше, а ехать, согласитесь, приятнее (особенно в плохую погоду). Решение очевидно: при ограниченных ресурсах — общественный транспорт.

Сегодня мы уверенно (но обдуманно ли?) перечёркиваем прошлое, и пересаживаемся на мотоциклы. Мы хотим свободы. Куда же на самом ведёт нас желание ездить «куда хочу и как хочу»?

С одной стороны — это удар по природе: вспомним про необходимые ресурсы и умножим их расход, потому что мы хотим ездить в слякоть не на мотоцикле, а на комфортном автомобиле с кондиционером. С другой — рост количества автомобилей вовсе не решает транспортной проблемы, а создаёт новые: пробки и загрязнения (не только от выхлопов, но и от груды металлолома). С третьей — власть всё чаще говорит: «туда ездить нельзя», «сюда ездить нельзя»… и во многих случаях такие запреты выглядят даже оправданными (это всё для вашей же безопасности).

Где тут свобода? Свобода — это когда у меня есть не только право попасть туда, куда мне нужно, но и возможность реализовать это право. Грамотно построенная инфраструктура с продуманными маршрутами — залог нашей свободы, а индивидуализм — это питательный корм для политических проходимцев. Только не надо путать и противопоставлять рациональный подход и бездумную коллективизацию с уравниловкой, это совсем разные вещи. Первое — это когда мы думаем и мы решаем, а второе — это когда думают и решают за нас.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок