Библия стрит-фото обновлена впервые за двадцать лет

В 1994-м легендарны уличный фотограф Джоэл Мейеровиц в соавторстве с фотоисториком Колином Уэстербеком издали том «Bystander» (буквально: «рядом стоящий»), который тут же получил негласный статус библии жанра. К ноябрю 2017-го авторы явили миру полностью обновлённую редакцию, где отразилась новейшая история стрит-фото.

В новом предисловии отмечено, что «фотография трансформировалась гораздо глубже, чем в любой из предыдущих четвертьвековых периодов истории». Действительно, она активно эволюционировала, отражая десятилетия технологических новшеств, изменений в стилистике, и тот непрерывный поток, который льётся по городским улицам.

В 2017-м, через полвека после появления жанра уличной фотографии, он стал куда более «перекрёстно-опылённым» другими направлениями искусства. К тому же, сегодня существует активное онлайн-сообщество практикующих.

«Когда Джоэл Мейеровиц начал интересоваться уличной фотографией, он столкнулся с Гарри Винограном и этой странной женщиной с камерой Rolleiflex — Дианой Арбус — на улице, — говорит Уэстербек. — Тогда уличные фотографы могли наткнуться друг на друга в городе, даже не догадываясь о работе коллеги».

Современное сообщество уличных фотографов чрезвычайно активно. То, что когда-то было привилегией Западной (и, в основном, белой) практики, перестало быть таковой. «Было время, когда большинство фотографий индийских улиц были сделаны Анри Картье-Брессоном, чьи снимки отражали социальные ценности, на которых вырос он сам, и были переводом нового взгляда на мир [на язык Западной культуры, — ред.], — говорит Уэстербек. — Но теперь не только индусы снимают Индию, они также снимают Западный мир. И привносят другие культурные ценности в этот процесс. Вы получаете смесь, приготовленную на неотъемлемом стремлении стрит-фото: показать мир таким, каким мы его никогда не видели ранее».

Конечно же, нельзя не отметить эффект новых технологий, которые появились с середины девяностых. Хоть плёночные фотографы ещё встречаются, но экспоненциально возросшая возможность схватить момент цифрой — за те же деньги — не могла не отразиться на жанре. Казалось бы, именно это и нужно на улице, но, как ни странно, Уэстербек не верит, что технологические возможности носителя всегда полезны, и приводит не просто аргумент, а явный факт: стиль съёмки плошает.

«Я думаю, что разница между тем, как уличные фотографы работали вчера, и как они это делают сегодня, просто ужасна. Они освобождены цифровой камерой ровно настолько же, сколько и ослеплены ей, — говорит автор. — Когда Мейеровиц или Виногранд шли на улицу, они могли отснять за день две катушки — 72 кадра. После проявки они делали контрольки на листе, сохраняя их, даже если там были кадры, которые заставляли сомневаться: действительно ли стоило это снимать? Неделю или месяц спустя, могла мелькнуть другая картинка, которая вдруг напоминала им о тех других, и рождалась новая идея».

Теперь же фотограф может принести за день три-четыре сотни цифровых снимков. «К концу дня, — продолжает Уэстербек, — он начинает удалять лишнее. А вместе с лишним — и какие-то хорошие идеи. Отчасти просто потому, что наснимать с запасом ничего не стоит, а отчасти — потому что недопонимает и недооценивает изображения».

Но вместе с тем — и перемудрить тоже вредно. Хоть многое и изменилось за полвека стрит-фото, инстинкт самоанализа по-прежнему остаётся главнейшим направляющим принципом фотографа. Процесс этот по своей природе непланируемый, неожиданный и импульсивный. Замешкался, задумался — и потерял кадр.

Перевод публикуется в сокращении. Оригинал: ‘Street Photography’s Bible Was Just Updated for the First Time in 20 Years‘ by Andrew Nunes.

На заставке: Joel Meyerowitz, Paris, 1967. Courtesy of Joel Meyerowitz.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Высказывания разрешены.

Высказаться

Решите задачу *

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок