
26 июля в журнале Science опубликована работа японских учёных, которым удалось получить вид хризантем с синим цветком, а также объяснить механизм синей окраски.
В японской инновационной компании Suntory работы над разгадкой генома, который отвечает за цвет растений, начались ещё в 1990-м году. Первый проект должен был вопреки англоязычному выражению «blue rose» (в переносном смысле оно означает что-либо несуществующее) — получить вид синих роз. Взяв на вооружение арсенал биотехнологий поколения 1980-х годов, в 1991-м учёным удалось изолировать синий ген в цветках петунии. В 1995-м было освоено выращивание садовых гвоздик синих оттенков. К 2002-му году они добились максимально синей пигментации и в цветках роз, а в 2004-м состоялась официальная презентация нового вида.
Справедливости ради стоит сказать, что англоязычное слово «blue» не различает целого фрагмента спектра от «голубенького» до «сиреневого» (британская погода повлияла на язык и культуру самым непосредственным образом; синего неба на туманном альбионе не дождёшься, зато есть пятьдесят оттенков серого). Поэтому цвет полученных растений был скорее светло-сиреневый.
Теперь, в 2017-м, японским учёным Naonobu Noda, Satoshi Yoshioka, Sanae Kishimoto, и др. удалось с помощью методов генной инженерии изменить цвет хризантем до синих. По-настоящему синих.
Что ж, видимо, когда-нибудь само название «хризантема», которое по-гречески означает «златоцветный», станет чем-то вроде анахронизма…