
Вы когда-нибудь слышали, как поёт контрабас? А как он танцует видели? Нет?! Тогда вы точно полжизни потеряли, не побывав на «Контрабас-шоу» 23-го мая. К счастью, у вас ещё осталась вторая её половина…
Знаете, написать: «23 мая в Харьковской филармонии прошёл концерт «От Джованни Боттезини через Beatles в наши дни», на котором прозвучали произведения классиков и современных композиторов; слушатели аплодировали стоя,» — значит не написать вообще ничего. Ну конечно же он прошёл, конечно же аплодировали, но объяснить, в чём состояла вообще суть и идея мероприятия, в чём секрет такого успеха — это совсем другое.
Несомненно, одной из задач музыкантов было показать неискушённому слушателю, что контрабас — это не звуки перемещающихся за сценой чемоданов во время концерта, а полноценный инструмент сольных партий. На мой взгляд, им это более чем удалось. Причём раскрыли они эту идею как на примере музыки прошлых веков, так и в аранжировках современников.
Так, «Billie Jean» Майкла Джексона, переложенная на четыре контрабаса, удалась на удивление выразительной, я бы даже сказал, что не представляю, как этим инструментом можно сделать лучше. Попурри на темы Beatles — тоже несомненная дань ливерпульской четвёрке, нашедшей в рок-н-рольные годы свой неподражаемый стиль; и их мелодии бесспорно заслуживают внимания контрабасистов (как в шутку чуть не оговорилась ведущая — контрабандистов).
После концерта, на секунду вырвав из объятий поклонников Юрия Вишневского, я успел задать ему вопрос о том, как он открыл для себя этот инструмент.
— Вообще-то поначалу я был скрипачом. А потом у меня появился хороший педагог в харьковской музыкальной десятилетке, который показал мне, что есть такой инструмент — контрабас, много интересного о нём рассказал. Так я понял, что контрабас может быть на концерте не где-то там сзади, а очень даже впереди.
— А будут ещё подобные выступления здесь, в Харькове?
— Думаю, сделаем программку, конечно.
Кстати, дирижёр и директор филармонии Юрий Янко ещё перед началом концерта сказал, что этот Bass Day — не последний. И судя по радостному выражению его лица после окончания — это несомненно.
Что сказать о технике игры? Скажу так: все ребята молодцы — и ученики, и конечно же — учителя. Например, Станислав Мельник тронул струны не только инструмента, а и душ слушателей «Грустной песенкой» Калинникова. В целом же, если ребята где-то изредка и слегка ошибались, то только оттого, что пассажи иногда были и правда фантастически сложными.
Само собой — изюминка: её все, кто читал анонс, ждали. Но кто бы мог подумать, что это будет настоящий танец с контрабасами! Аплодисменты стихали только на время. Шоу удалось на славу!
И заключительные фразы, куда уж без них. Днём раньше я беседовал с пресс-секретарём филармонии, и она сетовала: «…вот бы на Чайковского так ходили, как на контрабас. Хотя понятно — это ведь шоу». Вот тут не поспоришь. Знаете, о чём мечтают исполнители классики? О том, что зал, прослушав удавшееся во всех деталях и подробностях душевное исполнение Шостаковича или Рахманинова, будет аплодировать стоя. А шоу — оно ещё будет, и не только с контрабасом.
Рекомендую послушать подкаст этой статьи (тут сразу под заголовком) — я сделал лёгкий фон из фрагментов концерта.
[…] с интересом ходит на такие мероприятия. Недавнее контрабас-шоу тому подтверждение. Отрадно, что молодые люди […]