Юрий Янко: «Если мы не будем играть музыку современных композиторов, они разучатся её писать»

12 апреля директор и главный дирижер Харьковской областной филармонии Юрий Янко рассказал журналистам о предстоящем фестивале современной камерной музыки.

В самом начале Юрий Владимирович не удержался, и поведал о предстоящей покупке новой арфы Atlantide Prestige. Дело в том, что арфа в Харьковской филармонии сейчас есть, но она очень старая. А новый инструмент уже только названием даёт понять, что во всей Украине он будет лучшим.

Затем маэстро вкратце изложил предысторию фестиваля, который откроется 21 апреля.

«Мы пару лет подряд проводили фестивали, на которых звучали произведения именно харьковских композиторов. Так продолжалось, пока председателем Союза композиторов Украины был Николай Григорьевич Стецюн. Мы с ним давно сотрудничаем, он писал для нас сюиты на темы Поля Мориа, а вчера, кстати, мы впервые исполнили и сделали черновую запись его нового произведения — гимна фестиваля «Харьковская сирень». Затем ситуация изменилась, прошёл год, другой, третий. Я, как руководитель фундаментального заведения искусства понимал, что если мы не будем играть новых, современных композиторов, — они разучатся писать. И потом, мы же должны представлять, что сейчас происходит в мире. А в мире проходит огромное количество фестивалей современной музыки. Что-то, быть может, и музыкой назвать трудно, но как и в других видах искусства — что-то вызывает эмоции, что-то — нет. Тот же «Квадрат» Малевича — его воспринимают по-разному, но он существует.

Я долго ждал, а потом однажды к нам приехал киевский композитор Владимир Рунчак. Пообщавшись, мы решили сделать что-то совершенно новое. Всё началось с обычной переписки по электронной почте, а в результате Владимир взял на себя составление всей концертной программы, поскольку он больше ездит по миру и гораздо лучше знает молодые течения, да и вообще ситуацию в мире.

Между прочим, я недавно дирижировал два концерта в Риме, встречался с профессором римского Университета, который написал историю украинской музыки (!) в формате десятичасовой аудиокниги. И в начале этой книги есть строки, с которыми я полностью солидарен: лицо Украины — это не гопак и шаровары, а большое количество симфонических оркестров и оперных театров».

С нескрываемой грустью рассказал он и о материальной стороне фестиваля.

«К сожалению, я понимаю, что на этом фестивале мы ничего не заработаем. Ведь как проходят фестивали во всём мире: государство и меценаты выделяют деньги на мероприятия. Та же французская музыка, — она пропагандируется на государственном уровне: выделяются средства и эта музыка звучит. У нас таких программ поддержки нет, и приходится брать всё на себя.

Да, ситуация очень запущена. Я не знаю, кто придёт всё это послушать, надеюсь, что будет и молодёжь. Тем не менее, я верю, что фестиваль будет успешным, а главное — будет иметь продолжение», — добавил Юрий Янко.

Отвечая на вопросы журналистов, он высказал много интересных мыслей.

Например, заметил, что сейчас музыка почему-то не держится, как раньше, на трёх китах: композиторах, исполнителях и критиках. Композиторы пишут что-то своё, музыканты играют что-то своё, музыкальные критики пишут вообще для себя. «Я очень хотел бы увидеть и сегодня здесь не только прессу, вниманием которой мы не обделены, а и критиков, — посетовал маэстро. — Критика существует для того, чтобы композиторы писали лучше. Чтобы музыканты играли лучше».

Среди прочих задач грядущего фестиваля Юрий Янко определил и желание привлечь внимание критики, настоящей, живой. «Я был поражён, что в Соединённых Штатах организаторы и менеджеры до и во время концерта переживают, что утром напишут о них газеты. В наших изданиях почему-то считается более интересным писать, что съела Лобода или Собчак, чем о том, как прошёл симфонический концерт».

«Написать что-то оригинальное из семи нот после Прокофьева и Шостаковича очень трудно. В семидесятые, например, было много экспериментов с музыкальными инструментами, но как показало время, люди по-прежнему хотят гармонии, красоты, классики, того же Прокофьева и Рахманинова. В мире симфоническая музыка живёт другой жизнью, там платят хорошие гонорары. А у нас в школах даже уже не поют, и дети думают, что музыка — это Брежнева и Лобода. Нет, я не хочу никого обидеть, но то, что показывают сейчас по телевизору — это не музыка, а шоу», — сказал маэстро.

Юрий Владимирович также акцентировал внимание на том, что в отличие от других фестивалей, на этом будут звучать произведения не только местных авторов, но и со всего мира, а в заключение ещё раз в сердцах добавил: «Критиков, критиков позовите! Пусть оторвутся от дисертаций, придут послушают музыку».

Что тут добавишь? Поможем, чем сможем. И спасибо ему за откровенные слова.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок