Ода «Любителю»

Давно собирался составить что-то вроде отзыва о съёмке среднеформатным фотоаппаратом «Любитель-166В», который появился у меня пару месяцев назад. Настало время это сделать.

Есть немало описаний этого аппарата, есть инструкции к нему, а впечатлений как-то негусто. Поэтому поделюсь чисто субъективными соображениями по этому вопросу.

Механика

Внимания заслуживает механизм затвора. Ко мне эта камера попала уже с клинившими длинными выдержками (больше 1/30) и автоспуском, и, я так понимаю, болезнь эта хроническая. Впрочем, при наличии рук и инструмента всё излечимо, о ремонте я уже писал ранее.

Чудо механики!

Корпус

Первое, что бросается в глаза — ненадёжная задняя крышка. Очень большой периметр и Г-образная конструкция никак не склоняют верить в надёжность светоизоляции плёнки внутри. Так оно и есть: если не принять дополнительных мер, плёнка обязательно подсвечивается по краю. Можно даже просто заклеивать снаружи чёрной изолентой.

Конечно же, хочется иметь возможность сэкономить плёнку, всё-таки 12 кадров с недешёвого ролика — как-то маловато. В последних версиях версиях «Любителя-166» есть дополнительная кадрирующая рамка и переключатель смотровых окошек на крышке. В обычном это нужно делать самому. Я, например, вклеил две тонкие пластиковые пластинки в окно кадра, ограничив его по высоте до 45 мм, и перенёс окошко с красным стеклом в то место, где на ракорде проходят метки под кадр 6х4,5. Да, намертво, но тоже вариант. Квадратным кадром пользуешься как-то нечасто. Заодно убедился, что крышка ко всему ещё и хрупкая, падение камеры на асфальт раскололо бы её вдребезги (да и сам аппарат заодно).

Ещё одно неудобство — под красным стеклом номер кадра не виден уже в лёгкие сумерки, приходится подсвечивать подручными средствами. Для удобства я приклеил снаружи крышки батарею на три вольта типа CR-2032, а на краю окошка — маленький красный светодиод. Включается он микрокнопкой: надо — нажал, посмотрел. Выглядит всё это несколько топорно, но вполне в рамках всей камеры. Кстати, хоть раз её стоит разобрать, чтобы убедиться: внутри она и с завода достаточно топорной работы.

Да, чуть не забыл: в модификации «166В» с замком-пружиной крышка ещё умеет сама открываться. При этом пропадают несколько кадров, не закрытых в данный момент ракордом.

Задняя крышка

Чехол

О чехле — отдельная песня. Современные цифровики делают без чехлов, просто на лямке. Носят в сумке. Для ретро вроде «Киева» или «Зенита» делали кобуру, которая выполняла вполне определённые функции:

  • защищала от атмосферных и физических воздействий;
  • придавала аппарату особый шарм;
  • не мешала работать.

В защитных функциях «любительского» чехла я несколько сомневаюсь, поскольку через прорези для ремня в него попадает и слегка моросящий дождь, и мелкий снег. Красоты от него тоже — аж никакой: чёрный дерматиновый куб. А о том, как он не мешает работать нужно писать отдельно.

Вынуть камеру из чехла быстро просто невозможно: пока расстегнёшь, пока вынешь, пока сдвинешь по ремню, а если он ещё и подмёрз… Во время съёмки он болтается и мешает работать. Я его вообще продвигал по ремню на затылок, там и носил. Потом вообще снял — надоел.

Любитель-166ВМ

Фокусировка

Что сказать, «Любитель» — камера не для динамичного репортажа. Фокусироваться по матовому кругу в центре кадра долго и неудобно. Выдвигаешь увеличительную линзу, фокусируешься, задвигаешь, кадрируешь — хорошо если объект стоит на месте, иначе — всё сначала. Лучше вообще ставить на бесконечность и снимать пейзажи, а уж париться — так с терпеливой моделью и в студии.

Хоть стекло в шахте видоискателя довольно большое (даже после наклейки чёрной ленты для кадрирования до 6х4,5), понять, что попадает в кадр, трудно. Стоит заглянуть в шахту не строго перпендикулярно — и один край кадра уже тёмный, наверное, и смещённый тоже. В общем, угол обзора видоискателя очень маленький, я бы сказал, градусов 20-30. Опять же — часто из-за этого теряешь драгоценные секунды.

Лошади

Перемотка плёнки

Одно хорошо в среднем формате (и камеры никак не касается) — не нужно сматывать плёнку обратно в кассету. Она вынимается вместе с приёмной катушкой. На этом для «Любителя» удобства заканчиваются.

Поскольку перемотка никак не синхронизирована со взводом затвора, постоянно приходится помнить: перемотал ты на следующий кадр или нет. Иначе — получай коллаж из двух снимков. Нет, иногда оно интересно, но тут нужно либо выработать стратегию всегда перематывать после съёмки очередного кадра и потерять возможность живого коллажа, либо делать это перед съёмкой кадра, и терять дополнительные секунды. Спрашивается: зачем сделана памятка о заряженной плёнке? Лучше бы сделали памятку «перемотал или нет» или индикатор какой-то.

Кроме того, промотать строго на кадр вперёд оказывается иногда очень непросто, а задний ход совершенно не предусмотрен!

Лес

Результат

Пройдя через всё вышесказанное, ожидаешь, что хоть результат порадует чем-то фантастическим. Но слишком надеяться на это тоже не стоит.

Да, кадры получаются большие, и дефект фотоэмульсии и пыль на них уже не выглядят устрашающе, как на 135-й плёнке. В общем-то с 6х6 можно сделать контактный отпечаток в любой технике — получится что-то вроде маленькой подарочной карточки. Если это, например, цианотипия, то беспокоиться о микроконтрасте совершенно не стоит: его просто не видно. Если нужно чего-то физически большего — хорошо бы внутренности камеры хорошенько почернить. Ну, блестит пластик, даже чёрный и матовый.

Хотя рассуждать о микроконтрасте можно долго. Лично у меня есть сомнения, будет ли толк от мороки с чернением при такой оптике? Разве что за счёт размера кадра…

А размер кадра — не всегда преимущество. Как его (недорого) оцифровать? В домашних условиях на планшетнике со слайд-модулем, который шире 35 мм не берёт, сделать это можно, но сканировать придётся дважды, а затем складывать половинки программно. Большой трудности в этом нет, но времени отнимает порядочно.

В общем, смотришь на теперь уже «Любитель-166ВМ», на полученные кадры, и думаешь: я это всё-таки сделал! И мечтаешь о «Бронике», «Яшике» или на худой конец 88-м «Киеве».

Ялта


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Одна реплика к теме “Ода «Любителю»”

  1. Бомба,давно искал!Спасибо))

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок