Цианотипия. Дубль первый

Я уже упоминал на страницах журнала о желании попробовать цианотипию. И теперь, получив первые результаты, рад поделиться с читателями новым опытом.

Рассказ, несомненно, нужно начать с того, что это вообще такое. Цианотипия — это такой процесс печати фотографий, когда ты сам готовишь фотоэмульсию, наносишь её на бумагу с интересной фактурой, засвечиваешь — и получаешь снимок в лазурно-синих тонах. Главное, что реактивы в этом процессе применяются достаточно простые. Думаю, мало кто из нас знал в школе химию на «отлично», поэтому в этом месте постараюсь объяснить подоходчивее.

Теория

Главный фигурант цианотипии, в отличие от привычного серебряного процесса — железо, вернее, его формы с разной валентностью (валентность — способность присоединять к себе другие химические элементы). Раствор трёхвалентного железа под действием света восстанавливается до двухвалентного, которое тут же вступает в реакцию с другим реактивом, превращаясь в синее вещество, называемое берлинской лазурью. Закрепить полученный снимок просто — достаточно промыть водой (смывается всё, кроме образовавшейся лазури). А ещё его можно тонировать, причём даже в обычном чае.

Справочники говорят, что нужно использовать 25 мл водного раствора лимоннокислого железа-аммония и 10 мл красной кровяной соли. С конца проще: красная кровяная соль — это ферроцианид калия K₃[Fe(CN)₆]. Лимоннокислое железо-аммоний рекомендуют заменять щавелевокислым — получается лучшая светочувствительность. Это хорошо, значит нужно искать оксалат железа-аммония или его кристаллогидрат (NH₄)₃[Fe(C₂O₄)₃]·3H₂O. Мне не удалось найти на Украине это вещество за разумные деньги и в приемлемые сроки, поэтому пришлось искать другие варианты. Вернее, вариантов-то и не было, нужно было самому изобретать этот самый оксалат.

Поиск волшебной формулы

Интуиция подсказывала, что раз есть упоминания оксалата железа и оксалата аммония по отдельности, то скорее всего искомый реактив — это какое-то их производное. По крайней мере, смысл был именно в трёхвалентном железе и оксалате аммония — и ответ пришёл сам собой. Кто травил печатные платы знает, что хлорное железо, применяемое для этих целей, как раз трёхвалентно: FeCl₃. К тому же оно очень недорогое. Кристаллический оксалат аммония тоже доступен, и цена на него в пределах разумного. Оставалось, как в той рекламе, просто добавить воды. Я разбавил 1 г хлорного железа в 1 мл воды, затем примерно 1,5-2 г оксалата развёл в горячей воде (в холодной не растворялся; затем его нужно охладить — это важно), и начал понемногу вливать оксалат в железо. Цвет начал меняться от рыже-зелёного до лёгкого зелёного. Это была первая победа.

Не могу точно сказать, в какой пропорции следует смешивать эти компоненты. Я пытался выверить её ювелирными весами, но по всей видимости, на результат влияет и концентрация водных растворов, и их температура, и положение Сатурна относительно Луны :) Сам я придерживался правила делать густые водные растворы, то есть брать как можно меньше воды для растворения порошков, а при смешивании добиваться изменения цвета раствора до лёгкого зеленоватого.

Ещё один приятный момент в цианотипии — всё это можно делать при слабом жёлтом свете. Я в тёмной комнате использовал лампу накаливания, включенную через регулятор, и закручивал яркость на минимум.

Последний шаг — добавить красную кровяную соль, вернее также водный раствор. По объёму я ориентировался на количество порошка: разбавлять нужно чуть больше, чем хлорного железа, или чуть меньше, чем оксалата аммония. Количество, конечно, влияет на результат, но наверное так же, как двумя абзацами выше.

Если при добавлении последнего компонента раствор сильно темнеет и синеет — что-то пошло неправильно. Возможно, засветил, возможно, оксалат был слишком горячим, или его было слишком мало, и он не соединился с железом… Короче — всё равно переделывать.

Практика

Терпение уже на исходе, руки — синие, стол — в следах сине-зелёных брызг; беру очередную высохшую бумажку, прикладываю негатив, на котором контрастная фотография мини-люстры (эмульсией к эмульсии), накрываю стеклом, ставлю сверху светодиодный фонарик (самое холодное освещение, имевшееся на тот момент). Через минуту поднимаю — и начинаю понимать, что чудо уже где-то рядом.

Цианотип 1

 

Теперь полслова о материалах. Именно в этом месте начинаешь понимать, зачем нужна акварельная бумага, и почему обычная не годится. Фотоэмульсия-то на водной основе, поэтому обычную бумагу сильно коробит при высыхании, а акварельная предназначена как раз для того, чтобы удерживать на поверхности водные растворы. Да и сама фактура даёт свой эффект.

Первая радость была недолгой, но дала заряд для дальнейшего поиска. Негативы ни в какую не хотели становиться контрастными; распечатки на лазерном принтере на обычной и тонкой бумаге не давали нужного результата и требовали получасового экспонирования даже под настольной люминесцентной лампой. Пришлось идти на рынок. За лампочкой.

Результат

В былые времена «вкрутить лампочку» могло означать осушить ёмкость водки-лампочки, но времена те прошли, и значение осталось только одно — именно вкрутить электрическую лампочку в патрон. Только не простую, а ультрафиолетовую, или, как её ещё называют, лампочку чёрного света. И тут свершилось чудо.

Ялта в цианотипеЯ взял негатив, сделанный среднеформатным «Любителем» в Ялте этой зимой, включил лампу на 5 минут, и понял, почему не было контраста. Да, для засветки нужно именно жёсткое УФ-излучение.

Теперь передо мной открывается обширное поле для деятельности.

Вместо послесловия

На собственном опыте могу сказать, что один из ключевых вопросов во всех ручных процессах фотопечати — где взять химию. И если предполагаются длительные эксперименты, искать нужно не пробник на несколько грамм, а сразу кило-два. К сожалению, не все компании, продающие химию, откликаются на просьбы продать малые количества, а покупать специализированные наборы, зная, что реальная стоимость реактива на порядок-два ниже — обидно. Поэтому ищите, ищите, и ещё раз ищите — и вам повезёт.

 


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Одна реплика к теме “Цианотипия. Дубль первый”

  1. […] альтернативный метод печати, вполне будет достаточно первой и второй статей цикла. Я же взял за правило: нельзя […]

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок