Что на самом деле нужно Украине?

Вопрос непростой. Смотря что понимать под словом «Украина» — всё ли население, или отдельные его группы, или политиков с чиновниками, или простых работников. Попробую аккуратно разобраться в этом вопросе.

О чём речь?

И правда, что значит «нужно стране»? Нужно рядовому жителю для улучшения условий его быта или имиджу державы в глазах мировой общественности для получения каких-то привилегий по сравнению с другими странами? Смею предположить, что нужно всё-таки рядовому украинцу, ведь в западной культуре, к которой мы (по крайней мере на словах) стремимся, уже не одно десятилетие работает принцип: «государство для человека, а не человек для государства». Поэтому обращу внимание на простого жителя.

Ещё одна оговорка: на городского жителя, коим я и сам являюсь. Не берусь судить о деревенских, поскольку я не жил там никогда, а у них наверняка масса своих нерешённых вопросов. Но и из городского населения тоже выделю лишь ту часть, которая ведёт городской образ жизни, то есть не занимается сельским хозяйством, а работает на предприятиях, в организациях или учреждениях. Это также важно, поскольку экономику нельзя построить, ориентируясь на свой огородик, а работая для галочки.

Теперь расскажу о том, что я вижу каждый день, и попробую сделать выводы.

Будни

Каждое утро иду на работу, и вижу дворников, подметающих землю. Да, и после тридцати лет жизни я не могу к этому привыкнуть! Неужели только я понимаю, что это ненормально и вообще бессмысленно? Неужели не очевидно, что тротуар и газон придумали как раз для того, чтобы решить вопрос грязи и пыли?

Вообще смотреть по сторонам в средней полосе города, а тем более в спальных районах, это всё равно что постоянно тыкать пальцем в ранку. К счастью, есть сервис Google Street View, который позволяет виртуально погулять по настоящим городам. После таких прогулок язык не поворачивается назвать, например, Салтовку или Алексеевку — районы Харькова — городом. Нет, это максимум — агломерация. Только в западной Европе честно пишут: миллион городского населения, и два миллиона — в агломерации, а у нас смешивают в уродливую трёхмиллионную якобы городскую массу. Перед кем мы хвастаемся? Зачем? Ау, товарищи, Советского Союза уже давно нет!

А вечером я возвращаюсь домой. И каждый день на протяжении четырёх километров моего маршрута обязательно вижу прорвавшиеся коммуникации. Течёт вода. Холодная. Горячая. Канализация. Аварии, конечно, устраняют. Но настаёт завтра, и снова течёт, уже в другом месте. И даже (казалось бы!) такой современный вид коммуникаций, как компьютерная сеть, в моём районе работает от грозы до грозы. Горит коммутатор. Через неделю его меняют. Месяц-два работает. Снова горит. Если бы это было какое-нибудь советское бюрократическое ведомство, я бы всё понял, но это же частники…

В выходные нередко провожу целый день дома. И каждый час новая машина привозит воду. Маленькое отступление. В Харькове воду из-под крана обычно не пьют, а покупают, фильтруют или набирают родниковую (есть несколько облагороженных). Поэтому бизнес продажи воды работает во всю. Так вот. Может показаться, что новый поставщик каждый час — это здоровая конкуренция, но на самом деле — это бестолковое использование топливных и вообще транспортных ресурсов. Для того, чтобы продать десять литров воды, тратится столько же горючего.

И та же беда с гастрономами, громко именуемыми супермаркетами. У меня под домом один такой. Приезжает грузовик, привозит два ящика пива. Уезжает. Через час приезжает другой грузовик, привозит ящик другого пива. Уезжает. Через час приезжает третий грузовик, привозит несколько лотков хлеба. Уезжает. Через полчаса приезжает четвёртый грузовик к хлебному ларьку напротив, и выгружает несколько лотков такого же хлеба… Лет двадцать назад это казалось маразмом. Сегодня называется бизнесом.

Я, конечно, понимаю, что рисую очень серую картину. Но как из тех чёрных осколков, которые мне достаются, сложить розовую мозаику?

Перспективы

Что же нужно для того, чтобы жить лучше? Хорошо начинается с порядка.

Для того, чтобы наши, с позволения сказать, дворы стали похожи на дворы настоящие, не нужно плодить начальников и их заместителей. Наоборот, на высвободившиеся деньги нужно просто (один раз!) проложить тротуары (а не слой асфальта поверх чернозёма!), и как минимум засеять газоны между ними, чтобы грязь не расползалась (а если хватит — то и клумбы сделать).

Это очень непросто, но нужно что-то делать с безобразным распределением жилого фонда. В большинстве наших городов есть места, где расстояние между домами позволяет построить ещё четыре таких же дома, не расширяя границ населённого пункта. Посмотрите на историческую часть — она компактна. Для её отопления, водо-, газоснабжения не нужно тянуть десятки километров труб. Одним словом — разве не очевидно, что город должен быть рациональным?

У нас полностью изношены коммуникации. Что мы делаем для того, чтобы создать новые, а не латать старые? Трамвайное хозяйство уже бесполезно модернизировать — оно нужно полностью новое. Так можно дождаться момента, когда будет дешевле бросить город вообще, и рядом построить новый, нормальный.

Надеюсь, это не покажется странным, но победить транспортные проблемы можно только с помощью централизованного планирования перевозок. У организма коммуникаций должен быть мозг, иначе он превратится в сплошную раковую опухоль.

Я думаю, чтобы решить эти задачи, нашей стране по зарез нужна вторая индустриализация. Нет, не разрозненное наращивание производственных потенциалов, которые конкурируя, будут стремиться задавить друг друга. В стране с ограниченными ресурсами это — непозволительная роскошь. Наши управленцы (ещё с прошлого века) почему-то отказываются понимать, что счётные машины (в современности — компьютеры) как раз и были придуманы для того, чтобы грамотно, научно обоснованно, рационально спланировать экономику страны. Да, это требует усилий. Да, над этим нужно работать. Но автомобиль сам по себе никуда не привезёт — им нужно управлять. Сама по себе страна никуда не придёт, ей нужно руководить.

Если не сделать решительных шагов уже сегодня, то завтра мы станем в одном ряду с какой-нибудь южноафриканской страной по развитию не только экономики, но и культуры, и образования, и всего прочего. И будем мы даже не сырьевым придатком (наш антрацит истощается, слыхали — Ахметов купил три шахты в России?), а просто рынком сбыта товара. Или мы уже опоздали?

P.S.

После всего сказанного, я в полном недоумении относительно грядущих выборов. Ведь никто из политиков не предлагает решить обозначенные проблемы. Какая тогда разница, кого из них выбирать?


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок