Скромный обзор возможностей DTP в Линуксе

Не претендуя на полноту описания, я решил бегло ознакомиться со средствами допечатной подготовки в дистрибутиве Xubuntu Linux, которую я использую уже с полгода, а на днях еще и частично обновил. Забегая наперед скажу, что инструменты для настольной издательской системы за последний год-два заметно подросли.

А ведь правда, почему бы не работать в Линуксе дизайнерам и верстальщикам? Поскольку я был и тем, и другим на протяжении нескольких лет, могу смело ответить на этот вопрос. Потому, что инструментарий-то бедненький. То, что обычно делаешь в процессе подготовки публикации в программах Adobe с закрытыми глазами, в открытых средствах иногда ищешь часами по форумам. А бывает, что нужной функции просто не существует в природе. Как прикажете посмотреть в готовом PDF-файле цветоделение поканально, в CMYK?

Нарекания вызывает не только набор инструментов, но и их эргономика. Безумно неудобно и медленно тыкать в полосы прокрутки документа, постоянно двигать панельки, не говоря уже о поиске нужной команды по меню. Иногда удается повесить целый ряд команд на привычные комбинации клавиш. Конечно, к адобовскому стандарту клавиатурных сокращений привыкаешь быстро, но разве не потому, что он удобен и продуман до мелочей?

Да, можно сказать, что это открытые программы: не устраивает — возьми и допиши. Или пообщайся с разработчиками и жди, пока они все отладят. Поверьте, я так и делал. И продолжал пользоваться Индизайном, пока допиливали Скрибус. И продолжал цветоделить в Фотошопе, пока допиливали Гимп. Потому что работать нужно было сегодня и сейчас, и делать все «на вчера», а не ждать. Но в последнее время я начал замечать, что счастье таки не за горами.

Открыв версию графического редактора Гимп номер 2.7.4, я был приятно удивлен пунктом меню «Окна — Однооконный режим». Да и панели инструментов стали поприятнее. Наконец-то! И этого я ждал годами… Кстати, в грядущей версии 2.8 обещают вид, чем-то смахивающий на Фотошоп CS5, а также нормальную поддержку Lab и CMYK. Последнюю цветовую модель ожидают все, кто хотел бы приручить «пингвина» к допечатной подготовке, а Lab ожидают те, кто читал Дэна Маргулиса (и я в том числе).

Конечно, пришлось повозиться с установкой этой версии, поскольку она еще не стабильная, написана на базе новых графических библиотек Gegl, и очень не дружит со своей предшественницей. Тут отчасти помогли форумы, но в чем-то пришлось и самому догадываться. Описание-то простое: удалить старую версию со всеми библиотеками, указать источники новой и установить ее. Но на практике все оказалось не так гладко, хотя и решаемо.

Порадовал и Скрибус. Если раньше у него были большие проблемы с кернингом в кириллическом тексте, то сейчас даже в узкой колонке он ведет себя вполне пристойно. Конечно, хотелось бы видеть настройку параметров выравнивания слов и символов, хотя бы как это было еще в Page Maker’е, но на худой конец и то что есть — годится. Уже в версии 1.4.0.rc3 стабильнее себя ведут и комбинации клавиш, и отмена последних действий (Ctrl+Z) распространяется теперь и на текст. Причесали разработчики и сами инструменты и функции. Жаль только, панель свойств так и осталась крупной и плавающей, да и с навигацией по документу не мешало бы поработать.

Естественно, без «глюков» не обходится, но это уже что-то в сравнении с минувшими годами. С этим уже можно что-то делать. И я слепил на пробу одну страничку формата А5. Логотип журнала из текста переведен в кривые, прозрачный. Фон — радиальный градиент, светящийся за обезьяной. Сама обезьянка — TIF с прозрачностью и LZW-сжатием; обтекается текстом по контуру, созданному в Скрибусе (можно и по маске изображения). Тексты созданы правильно, абзацными стилями.

Есть, конечно, еще один камень в огород открытых систем — открытые шрифты. При всем разнообразии гуляющих по интернету гарнитур, почти все они — коммерческие. Есть, конечно, Free PT Sans и PT Serif, но это две гарнитуры с несколькими начертаниями. Есть и встроенные в Линукс-системы шрифты Ubuntu, Nimbus, но среднестатистическому дизайнеру этого все равно мало. Причем для кириллицы дела обстоят, как всегда, значительно хуже, чем для латиницы.

Что делать? Рисовать самому? Можно, и свободные программы для этого есть, но во-первых — качественный набор шрифтов делается не одним человеком и не один месяц, а во-вторых — работать-то когда? Но нету худа без добра. Такое положение дел может привести к большей дисциплинированности и культуре в типографике начинающих дизайнеров, которые рады на одной странице использовать и десяток шрифтов одновременно.

Напоследок публикую результат своей работы — страничку, созданную в Скрибусе: verstka-scribus+gimp.zip


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок