Учёные не на шутку обеспокоены: численность насекомых в Европе стремительно падает

Потеря насекомой биомассы может привести к каскадным эффектам в пищевых цепочках и как следствие — серьёзным изменениям в экосистемах.

Насекомые играют важнейшую роль в функционировании природных систем и задействованы во множестве процессов, включая опыление, потребление растительной массы и питание птиц. Например, 80% растений в мире зависят от опыления насекомыми, а 60% птиц — от наличия насекомых в качестве пищи.

Каспар Халлманн из Университета Неймегена (Нидерланды) и Мартин Сорг из Этимологического сообщества Крефелда (Германия) с коллегами опубликовали результаты анализа данных о численности насекомых в Германии за последние 27 лет. Выяснилось, что среднегодовая биомасса летающих насекомых за этот период сократилась на 76%, а в середине лета — на 82%. Только луговых бабочек стало вдвое меньше за период с 1990-го по 2011-й годы.

Чтобы измерить биомассу насекомых, учёные использовали статистические данные, полученные за 27 лет с ловушек для летающих видов, которые располагались в 96 районах Германии. Сами же исследования по всей стране начали энтомологи-энтузиасты ещё в 1989 г.

Как поясняют исследователи, полученная картина характерна не только Германии, но и большинству европейских стран с аналогичными природными условиями.

Причины потерь до конца не ясны. Исследования показывают, что ни изменение погодных условий, ни характер и объёмы землепользования, включая использование инсектицидов, не могут в полной мере объяснить это явление. Учёные настаивают на срочном изучении вопроса и в других областях, чтобы по возможности составить полную картину и попытаться установить настоящие причины.

По материалам Plos One.