Из истории модерна: Вилла Франсуорт

Живя в эпоху постмодерна совершенно необходимо понимать корни этого стиля. Предлагаю краткую виртуальную экскурсию в Cтеклянный дом — образец раннего модерна, по праву заслуживший статус культового объекта.

Дом расположен в шате Иллинойс (США), на земельном участке в 24 га, в 30 метрах от реки Фокс. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы узнать модерн — тот самый, из которого состоит большая часть современных городов. Неподготовленный зритель, возможно, удивится, узнав, что построен он… в 1951-м году, а проектироваться начал пятью годами раньше.

Немного истории

В 1945-м г. известная в Чикаго врач Эдит Франсуорт заказала проект архитектору Людвигу Мис ван дер Роэ. Строительство задерживалось по причине финансирования: Эдит ожидала вступления в наследство, и началось только в 1950-м. Заказчице результат не понравился, но архитектор добился оплаты через суд.

«В этом доме из четырёх стеклянных стен я чувствую себя как дикий зверь: всегда настороже, всегда в напряжении,» — говорила Эдит. И прожила в нём добрых 17 лет.

В 2003-м году здание был выкуплено Национальным трастом сохранения исторических памятников у второго хозяина — британского магната Питера Палумбо, превратилось в музей и открыто для экскурсий.

В 2008-м здание едва не пострадало от урагана Айк — уровень воды поднялся выше полутора метров и начал затапливать помещение. Но уже в следующем году музей открылся вновь.

Особенности и новаторская ценность

В то время, как Ле Корбюзье и Алвар Аалто отошли от чистых форм и обратились к сложным пластическим, а также мотивам народного творчества, ван дер Роэ работал над одним архитектурным стилем. Ему удалось достичь максимального художественного эффекта минимальными средствами, сочетая жёсткую стальную конструкцию с прозрачным объёмом. «Малое заключает в себе большое,» — говорил архитектор, и эти слова разлетелись по всему миру.

Дом Фарнсуорт замышлялся как современная вилла, в которой можно укрыться от городской суеты. Исключительно лаконичная конструкция, помещённая в идиллический ландшафт, стала ярким воплощением модернистской сдержанности и классической простоты.

Здание спроектировано в ритме 90х60 см (в пропорции 3:2). Общая площадь — 123,75 кв. м.

Экстерьер воплощает идею зрительной связи с ландшафтом. В доме три зоны: открытая приподнятая над землей площадка, затенённая крышей терраса и остеклённая жилая часть. Все инженерные сети скрыты, чтобы не нарушать чистоты и простоты фасадов.

В центральной части интерьера находятся две ванные комнаты, кухня, камин и кладовки. Они окружены лёгкими перегородками. Остальные помещения перетекают одно в другое. Обстановка совершенно спартанская.

Стальные стойки фундамента поднимают пол на 1,2 метра над землей, придавая эффект «парения».

Детали отделки безукоризненны: стальная рама оцинкована, окрашена белой эмалью и отполирована; все строительные швы, включая сварные, скрыты или зашлифованы до идеала. Даже трубы отопления скрыты в полу (напомню: на дворе 1951-й).

Со временем пришлось пожертвовать одним из главных достоинств здания — прозрачностью. Когда близ дома проложили дорогу, а через реку построили переправу, стены пришлось прикрыть шёлковыми шторами.

Аскетичный  стиль архитектурных произведений ван дер Роэ позже получил название «минимализм».

Нападки критиков

Конечно же, без негатива не обошлось. Дом подвергся бурным нападкам со стороны сми. Даже британский журнал House Beautiful обвинял архитектора в приверженности коммунистам и разрушении традиционных форм Северной Америки. Весь интернациональный стиль — от стеклянных стен до плоской крыши — был осуждён на всякий лад. А уж о низкой энергоэффективности не говорил только ленивый.

Но потоки грязи не помешали ван дер Роэ получить президентскую Медаль Свободы за вклад в американскую архитектуру и культуру.

Прошли года, и уже в 21-м веке Пол Голдберг и Блэр Кэмин, титулованные Пулитцеровской премией архитектурные критики, в один голос заявили о несомненной ценности Стеклянного дома в истории архитектуры. А главное подтверждение тому — экскурсии для студентов — будущих архитекторов, которые проходят здесь.

Кстати, в популярной культуре это здание тоже отразилось. В 2013-м компания Лего выпустила его как часть своей ландшафтной линейки конструкторов, да и в кино его образ мелькает: в прошлом году — в «Бэтмене против Супермена», а в этом — обещает засветиться в «Лиге справедливости».

Все данные взяты из открытых источников.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок