Бумага на грани искусства

Пожалуй, самый привычный и повсеместный материал — бумага. Да и главный её компонент — целлюлоза — одно из самых распространённых веществ в природе. Может ли она выйти за грань ремесла? Конечно, если это бумага ручной работы.

Из чего добыть целлюлозу — вопрос нетрудный. Трудно остановиться на чём-то конкретном. С начала года и я в качестве мастера решил освоить это интересное дело.

Стоит ли говорить, что первые несколько месяцев шёл поиск сырья и отработка технологии? Конечно, любое дело, прежде чем выйти на высшую ступень, неминуемо должно пройти все стадии, начиная от бренной земли. И вот — в мусор выброшены килограммы брака, потрачено немало средств на покупку химикатов только ради пробы, испорчено некоторое количество посуды… Но результат есть.

Есть такое замечательное растение, как широколистный рогоз. Растёт на берегах прудов и болот, с коричневыми початками соцветий. Его иногда неправильно называют камышом. Чем оно замечательно? Тем, что в хозяйстве можно использовать на сто процентов.

О том, как его приготовить, я уже писал в отдельной статье. А сейчас расскажу вкратце о бумаге и технологии её изготовления.

Теория

Больше всего целлюлозы в листьях. В них проходят сложные процессы превращения углеводов в моно- и полисахариды, в крахмал, а затем и в целлюлозу — по мере удлинения цепочек биополимеров. Соответственно, самое лучшее сырьё — хорошо вызревшее, когда процессы полимеризации прошли насколько это возможно. То есть к осени, или даже к зиме. Нет, собирать лист можно прямо с весны, но его придётся ещё два месяца сушить и выбеливать на солнце, чтобы довести до кондиции.

Как нетрудно догадаться, целлюлозу из сырья нужно как-то извлечь. Действительно, оставшиеся в высохших листьях простые полисахариды делают продукт хрупким и жёлтым. Современная промышленность знает несколько способов варки бумажной массы, но самый безвредный в плане токсичных испарений и отходов процесс — натронный — почти не используется: в промышленных масштабах он не очень рентабельный.

Впервые способ варки соломы в растворе гидроксида натрия под давлением предложил француз Меллье в 1853 году. Позже в той же Франции инженеры изучали возможность перерабатывать также и рогоз, но пришли к выводу, что это не очень выгодно по сравнению с уже набравшей обороты технологией переработки древесины.

Стоить отметить, что в середине 20 века в СССР был опубликован целый ряд патентов в области изготовления целлюлозно-бумажной продукции из конопли. Это неприхотливое растение может давать за пять лет то же количество сырья, что и лес на аналогичной площади, которому нужно до двадцати лет, чтобы вырасти. Однако промышленный маховик уже был раскручен, и новшества не прижились. И только в последние десятилетия всё острее поднимается вопрос об экологической стороне дела.

С коноплёй на территории бывшего СССР дело обстоит туго. По-старинке, чтобы её вырастить, нужно иметь письменное разрешение МВД, даже если это сорт без опиоидов (!). Ближайшее к ней растение по биологической классификации — хмель. Побеги схожи с коноплёй. Этого добра у нас тоже вполне достаточно, и его можно применять, и болле того — я пробовал, и получается интересная волокнистая бумага.

Цвет — не беда, если это упаковка или аппликация, да и загрунтовать, как это делают художники, ничто не мешает. По классическому грунту из мела, желатина и глицерина можно и рисовать, и печатать гравюры, например.

За чем же остановка? За оборудованием. Для качественной выделки нужно приличное давление, хороший автоклав. Иначе очень много отходов и ручной сортировки. Чего не скажешь о рогозе.

Технология

Из рогоза можно делать не только бумагу, но и нить.

От этого зависит, на какие фрагменты измельчать сырьё. Для бумаги лучше резать помельче, и я даже выточил для этих целей экспромт-станочек.

Варится это добро в растворе гидроксида натрия, которого можно взять по весу чуть меньше, чем сухого сырья. Всё зависит от того, на какое давление расчитывать при варке: если обычная кастрюля или скороварка — щёлочи чуть больше, если хороший автоклав — поменьше (в идеальном случае можно делать 10%-ный раствор). Единственная беда — щёлочь несовместима с алюминием. Непосредственно с ним она не реагирует, но активно удаляет оксидную плёнку с металла, а горячая вода делает своё дело. За полчаса активного кипячения можно растворить всю кастрюлю! Поэтому нужна нержавейка.

Время варки — 4-5 часов. Отвар нужно слить и несколько раз промыть, контролируя кислотность. Она должна снизиться до Ph 6-7.

Отцеженную массу уже можно формовать и прессовать, а можно дополнительно отбелить, чтоб была не такой серой.

Можно также дополнительно измельчить и размягчить массу миксером или блендером.

Формовать можно по-разному, ближе к идеалу — развести массу с водой в большом тазу и понемногу вынимать ситом.

Следующий этап — прессование. Без пресса — само собой — никуда.

Торжественный момент: бумага готова. Осталось просушить.

Практика

У моей бумаги есть заметная фактура, которая соответствует ткани, применённой в процессе прессования. Плотность может быть разной: от 40 до 200 г/м2.

На что она годится? На самые разные поделки, где нужно что-то приятное на ощупь, тёплое, живое. Можно печатать на струйном принтере. Можно применять разные техники ручной печати.

Вместо заключения

Из чего ещё можно делать бумагу? Почти из всего растительного. Где-то целлюлозы больше, где-то меньше, где-то вообще одни полисахариды или лигнин. Например, тополиный пух — целлюлоза почти на 100%, и требует минимальной обработки (только собирать трудно и от семян отделять занудно).

Лепестки яблоневого цвета — сплошной лигнин. Зато получается даже не бумага, а тончайшая кожица, которая от влаги рук начинает сворачиваться.

Конечно, в одной статье о всех тонкостях не расскажешь. Я буду дедать это постепенно на отдельном ресурсе, целиком посвящённом различным сторонам искусства печати и всего, что с ним связано.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок