В NASA пока не знают, ступит ли нога человека на Марс в 2030-е

Похоже, что путешествие на Марс, заявленное NASA на 2030-е годы, откладывается надолго. Специалисты не уверены, сможет ли удачно «примарситься» капсула с астронавтами. Администратор по ислледованиям человека Уильямс Герстенмайер недавно заявил, что у NASA нет разработок относительно такой миссии в текущих планах. Он также осветил ключевую проблему: в агентстве не знают, как посадить на Марс что-либо тяжёлое, например, пилотируемую миссию.

«Я не могу назвать дату, когда человек ступит на Марс, и беда не только в бюджете, который вырос на два процента, но и в том, что у нас нет посадочных систем, пригодных для Марса», — сказал Герстенмайер, выступая в Американском институте аэронавтики и астронавтики. — «Именно спуск и посадка остаются для нас огромной трудностью в освоении Марса».

Поймать злого духа

В 1997 году американский журналист и историк Дональд Ллойд в шутку сказал по поводу множественных неудач марсианских миссий, что на Марсе, видимо, живёт Великий Галактический Злой Дух, который питается земными миссиями. Как бы там ни было, из полутора десятков попыток приземления на Марс, начиная с 1970 г, лишь единицы были успешными. Европейское космическое агентство потеряло свой аппарат в октябре прошлого года.

В апреле этого года астрофизик, профессор Джек Бёрнс из NASA, в интервью журналу Popular Mechanics говорил, что посадка на Марс «…потребует большего срока, нежели 2030-е, пока мы не сможем посадить астронавтов безопасно.» Проблема, как объяснил Бёрнс, в том, что марсианская атмосфера чрезвычайно неудобна для посадки кораблей. Её давление составляет менее одного процента земного. С одной стороны, этого уже требует тепловуой защиты при прохождении даже такого неплотного слоя, хотя задача вполне решается титановыми сплавами или композитами. С другой — слой атмосферы слишком тонок, чтобы для торможения использовать парашют.

До сих пор в NASA использовали парашютные системы насколько это было возможным, а при подлёте к поверхности аппараты обволакивались в надувные подушки, чтобы смягчить удар. Так приземлился марсоход «Опортьюнити». Самый же продвинутый способ — «воздушный кран» — использовали при посадке «Куриосити». Он подразумевает использование теплового щита до тех пор, пока скорость высока и вызывает нагрев от трения в атмосфере; когда аппарат замедляется, тяжёлый щит сбрасывается, а вместо парашюта начинает работать система, аналогичная ретро-ракетам, тормозя за счёт реактивных газов. Когда же вся система оказывается вблизи поверхности планеты, марсоход спускался с ракеты на тросе, а сама ракета улетала и падала где-то в стороне.

Но вот какая штука: все эти системы — капсулы, краны, прочее — рассчитаны на массу менее двух тонн. Управляемый же человеком аппарат будет весить от 10 до 15. Никто не знает, как посадить такую массу на Марс. Более того, заявленная NASA высадка на Марс астронавтов раз за разом откладывается, и скорее всего ей будет предшествовать орбитальная миссия.

Сможет ли SpaceX?

SpaceX никогда не стеснялась своих амбиций по колонизации Марса. В настоящее время компания пытается снярядить миссию из двух аппаратов Dragon. Сейчас трудно сказать, какими они будут, но вполне можно ориентироваться на шесть тонн. Если всё пройдёт успешно, это будет самый тяжёлый объект, который когда-либо садился на Марс. Хотя в борьбе с марсианской атмосферой нетрудно потерять первую миссию — как это было с возвращаемой ракетой Falcon (а в истории космонавтики — не только с ней, и не только первую).

Сможет ли SpaceX высадить человека на Марс хотя бы к концу 2030-х? Непохоже, хотя Falcon Heavy Элона Маска строится, и по плану должен прокатить вокруг Луны двух послушных налогоплательщиков  в конце 2018-го.

А мы пока дождёмся прибытия марсохода «Марс 2020», который опробует ряд важных технологий жизнеобеспечения, таких, как переработка двуокиси углерода марсианской атмосферы в кислород. Затем астронавты облетят Марс, и эти миссии внесут огромный вклад в тот день, когда человек ступит на красную планету, чтобы побороть бесчинствующего там злого духа.

Оригинал статьи можно прочесть на сайте Popular Mechanics.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок