О музыке — на пальцах

Я уже давно хотел написать что-то вроде краткого пособия для тех, кто хочет разобраться в музыкальных премудростях, но так, чтобы без лишней заумности. Сегодняшний рассказ уместился примерно на восьми страницах, и в нём ровно семь картинок. Думаю, это самое «то».

Весь текст можно скачать по ссылкам в форматах .odt и .pdf. Со временем запишу и подкаст.

Понятно о музыке

Предисловие

Случается, что человек хочет вникнуть в фундаментальные законы музыки, но его отталкивают непонятные термины и формулировки, а различные советчики отсылают сразу в консерваторию. А что делать, если уже не пять лет от роду? Или если нет возможности и времени пройти годы музыкальной школы? И потом, ведь в таких случаях зачастую не ставится цель выйти на академическую сцену, или даже эстрадную.

В похожей ситуации однажды оказался и я. Теперь, перекопав множество источников, проверив добытые знания практикой, я готов поделиться знаниями. Чтобы сделать рассказ ёмким, буду излагать в строгой логической последовательности, но без лишнего разжёвывания. Договоримся: никаких непонятных слов, всё только с пояснениями; в конце повествования должно сформироваться понимание основ нотной грамоты и построения музыкальных произведений; и… поехали!

Как всё начиналось

Представьте, что вы – житель древней Греции или даже Индии. Никаких синтезаторов, компьютеров, разумеется, нет. А душа поёт, и хочется не только петь, но и играть какой-то аккомпанемент (сопровождать пение музыкой, подыгрывать). Под руками есть разве что один – палка, два – струна, и та жильная. Как сложить музыку?

Здесь должно прийти понимание, что в основе музыки – звук. А он бывает низким или высоким, длинным или коротким, и даже чистым или состоящим из нескольких звуков. Короткая струна будет звучать выше, чем длинная при той же силе натяжения; более натянутая будет звучать выше, чем слабо натянутая при одинаковой длине. Струне можно дать звучать подольше, а можно приглушать через некоторое время. Можно сыграть на двух-трёх одновременно.

Какие-то звуки, напоминающие музыку, уже можно будет издавать. Но рано или поздно в них захочется порядка; захочется разделить их на ступени по высоте, чтобы не просто «чуть выше, чем предыдущий звук», а «на столько-то ступеней выше» – это гораздо понятнее и логичнее. Но как?

Линейки под рукой нет. Но можно поделить струну пополам, и тут же заметить, что новый звук как бы «дружит» с исходным, созвучен с ним. Можно поделить струну и на четыре части. И обнаружить, что звук полной и трёх четвертей струны тоже созвучны. А ещё без линейки можно поделить струну на три равных отрезка. И этот звук тоже будет гармоничен (то есть созвучен) с найденными выше.
После этой экскурсии в прошлое хорошо закрепить добытые знания практикой. Если сейчас под рукой есть гитара, сыграйте любую открытую струну, затем зажатую на 12-м ладу (это ровно половина её длины), затем – на седьмом (на треть короче полной длины), на пятом (на четверть), и снова открытую. Поиграйте эти звуки в разной последовательности. Слышите – они напоминают какие-то этнические напевы; именно из них складывались какие-то первые в истории мелодии. И именно поэтому на гитарах до сих пор отмечают 12-й, 5-й и 7-й лады.

Если гитары нет – не беда. Откройте пианино. Или синтезатор. Или программное пианино на планшете. Или онлайн-пианино, в конце-концов. Вот пример таких звуков:

01

Пусть 1 – это открытая струна; тогда 2 – три четверти длины; 3 – две трети; 4 – половина длины.

Итак, первые выводы.

  • Музыка состоит из звуков (банально, но…).
  • Звуки бывают низкие и высокие, длинные и короткие, простые и сложные.
  • Кроме того, звуки могут быть созвучными и звучащими вместе «некрасиво». То есть гармонично и диссонансно (недружно).
  • Весь диапазон звуков делится на ступени. Как минимум – на половины, трети и четверти.

Постскриптум 1: Здесь я опускаю тот момент, что в современной 12-ступенной системе трети и четверти не точно совпадают с мелодическими интервалами, но об этом потом.

Постскриптум 2: В духовых и прочих видах инструментов логика примерно та же, но на струне проще объяснять, к тому же струна лежит в основе очень многих инструментов. Возможно потому, что её колебания менее капризны (чем у язычковых, например), и даже КПД у неё выходит больше, нежели у других видов колебательных систем (звук – это же колебания!).

Развиваем идею

Итак, мы «изобрели» четыре звука. Маловато, правда? Но ведь можно взять несколько струн. Следующая будет настроена так же, как и половина предыдущей, а трети и четверти можно будет зажимать на грифе. Или ничего не зажимать, а натянуть весь ряд – и трети, и четверти, и половины – и так далее. И вот у нас уже некая арфа. Струн много, но… звуков-то всё равно мало: самые низкие уже не слышны, высокие звучат слабо и коротко. К тому же петь в том же диапазоне, который охватил инструмент, невозможно: голос занимает в нём всего несколько струн, а спеть можно ещё много ступеней «между».

Значит, нужно ещё как-то разделить диапазон. Не буду утомлять математикой, скажу главное. Струна, укороченная вдвое, даёт звук вдвое выше – такая отправная точка в построении звуковысотного ряда, так условились называть высоту звука. Каждый диапазон между такими двумя звуками в древности научились делить на пять, а затем и на семь частей. В доклассическую эпоху музыки семиступенный звукоряд уже широко использовался. Этим семи ступеням теперь соответствуют белые клавиши фортепиано. Вторая отправная точка – каждая ступень была названа тоном (можно было и ступенью, это тоже правильно, но прижилось слово «тон»). То есть от некоторого звука до вдвое высшего умещалось семь тонов.

Вполне логично, что с развитием науки звукоряд стало возможным разделить и на большее число ступеней. Более того, были попытки деления и на 24, и на 48 ступеней, но в широкой практике такие системы не прижились. В классическую эпоху музыканты остановились на двенадцати ступенях. Почему?

По всей видимости, они хотели каждую из семи ступеней разделить надвое, но поскольку получалось некрасивое число 13 (в эпоху средневековья, сами понимаете, это было недопустимо), то решили пойти на компромисс, и оставить 12 – это совпадало и с числом апостолов, то есть казалось вполне правильным.

Итак, музыканты получили 12-ступенный звукоряд, состоявший в каждом интервале (кусочке диапазона) из семи основных тонов и пяти полутонов между ними. Этот ряд назвали хроматическим, то есть равномерным. В нём каждая ступень отстояла от соседней на один и тот же промежуток по высоте, и в соседних интервалах каждая ступень была вдвое выше аналогичной (то есть, например, третья ступень одного интервала вдвое выше третьей ступени предыдущего, седьмая – вдвое выше седьмой и т. д.).

Но при этом пришлось пожертвовать одним полутоном, и в середине каждого интервала между основными тонами, как бы это глупо ни выглядело, оказалось всего полтона. Три четверти теперь стали не точно мелодическими (то есть строго говоря, это уже было не точно три четверти струны).

Таким звукорядом пользуются и сейчас. У него есть и плюсы, и минусы, но большинство классических и современных произведений написано именно в нём.

Постскриптум 1: Пятиступенные звуковые ряды можно встретить, например, в древнерусских народных песнях. Бывали случаи, когда современные инструменты приходилось настраивать согласно этому ряду, поскольку 12-ступенный не даёт соответствующих звуков.

Ноты

Понятно, что все эти ступени или тона нужно было как-то называть для определённости. Можно было и просто: первый-второй-третий тон седьмого интервала, но как-то не сложилось. Когда-то один средневековый монах решил назвать основные тона по первым буквам молитвы. Получилось: UT-RE-MI-FA-SOL-LA (кто захочет узнать подробнее, легко найдёт информацию в энциклопедиях). Позже UT, чтобы удобнее петь, заменили на DO и добавили седьмую ступень SI. Теперь семиступенный ряд, он же – основные тона 12-ступенного, получил привычные нам названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

02

Теперь маленькая сага о языках. В каждом интервале от «до» и до вдвое высшего по тону «до» умещается семь ступеней, семь нот. Полный «комплект» тонов вместе с вдвое высшим тоном – восемь нот (до – до включительно). В итальянском и испанском языках слово «восьмая» – это «octava». В русском слово «октава» заимствованное, и как раз то и означает: один отрезок звукоряда от ноты до вдвое высшей. Но не включая последнюю, она есть первым тоном следующей октавы. До, ре, ми, фа, соль, ля, си – это семь ступеней октавы. Раз уж сказал, что о языках – то ещё полслова. Треть, или третья, например, по-испански – «tercera» – в русский пришла как «терция». Четвёртая – quarta – кварта. (И много других так же!) Теперь слова приобретают смысл!

Остаётся назвать полутона, помещённые между основными (чёрные клавиши, расположенные между белыми). Можно было, наверное, и звёздочкой, но как-то сложилось, что отмечали решёткой, то есть диезом. То есть чёрная клавиша между «до» и «ре», это нота, на полтона выше «до», то есть до-диез или до#. Между «фа» и «соль» – фа#. В 12-ступенном ряду чёрных клавиш нет только между «ми» и «фа», «си» и «до» – они настроены на полтона друг от друга.

Иногда бывает удобнее считать не вверх, а вниз, то есть «на полтона ниже «ми»». Когда считают вниз, то говорят не «диез», а «бемоль». То есть ре-диез и ми-бемоль – это одно и то же. То есть «диез» означает «на полтона выше», а «бемоль» – «на полтона ниже».
Ещё раз напомню, что полтона – это одна ступень (или следующая клавиша фортепиано, считая подряд и чёрные, и белые) в 12-ступенной системе. Таким образом, октава состоит из такого ряда звуков: до, до-диез, ре, ре-диез, ми, фа, фа-диез, соль, соль-диез, ля, ля-диез, си – итого 12. Следующую октаву начинает снова «до» – и так далее.

В каждой октаве названия нот повторяются. Чтобы различать их, называют также и октавы: первая – вторая и т. д. Первая на фортепиано расположена посредине клавиатуры, вторая – правее её, третья – ещё правее. Октавы ниже первой называют малой – большой – контроктавой – субконтроктавой (по порядку, если двигаться влево).

Ещё один момент. Я всё время говорил о звуковом ряде в целом, но понятно, что хорошо было бы закрепить все ноты строго на своих местах, то есть чтобы одной и той же ноте в одной октаве соответствовала всегда одна и та же частота. В этом месте договорились принять ноту ля первой октавы за 440 Гц. Логично, что ля второй – это 880 Гц, а ля малой – это 220 Гц.

А это тем, кто любит точность. Поскольку октава в рассматриваемой системе разделена равномерно, то следующая ступень (полтона) будет на 1/12 выше предыдущей. Математически коэффициент повышения частоты выражается как 2 в степени 1/12, то есть 1,0595… То есть соль-диез первой октавы – это 440/1,0595=415,3 Гц, а соль первой октавы – это 415,3/1,0595=392 Гц. И так – пока не упрёмся снова в ля, только уже малой октавы с частотой 220 Гц.

Ну и для закрепления. Открытая первая струна шестиструнки – «ми» первой октавы, а на 12-м ладу – «ми» второй октавы. Соответственно, каждый лад гитары – это следующая ступень хроматического звукоряда, например: до – до# – ре – ре# и так далее.
Делаем выводы.

  • Современный музыкальный диапазон звуков делится на октавы. Соответствующие ступени внутри октавы звучат в соседних октавах вдвое выше или ниже.
  • Наиболее распространено 12-ступенное деление октавы. Каждая ступень октавы – полтона: семь основных тонов и пять половинок между ними (кроме ми-фа и си-до).
  • Ноты соответствуют основным тонам, половинки тона – диезы или бемоли.

Постскриптум 1: Иногда ля первой октавы настраивают на 443 Гц – это «концертный» строй. Иногда в старых пианино в силу конструктивных особенностей (колки уже не держат) ля настраивают и на полтона ниже. По сути главное – чтобы инструменты в одном коллективе были настроены одинаково.

Постскриптум 2: На самом деле, пожалуй, только в синтезаторах частоты нот строго совпадают с расчётными. В практике же, даже рояль более-менее точен только в первой октаве, а с понижением и повышением частота «уходит». Связано это с негармоничностью струны, когда её высшие гармоники не кратны двум (струна порождает не только колебания одной частоты F, но и 2*F, 4*F и т. д.; при этом 2*F на практике может отличаться даже на единицы герц, и настроенная по ней следующая октава будет не строго вдвое выше или ниже).

Аккорды и тональности

Слово «аккорд» слышали все. Буквально оно означает «дружно». Действительно, играть всё время по одному звуку скучно. Хочется богатства звука, многозвучия (полифонии). Что это означает?

Логично предположить, что играть можно по два, три и более звуков одновременно. Но не каждая пара звуков «дружит». Люди давно заметили, что если взять, например, ноту «до», то наиболее красиво, или консонансно, с ней звучат ноты, отстоящие примерно на треть, четверть, три четверти и две трети от краёв октавы. То есть с до хорошо звучит и ми, и соль; и ре-диез, и соль-диез.

Аккорды, или группы звуков, или созвучия, разрабатывались веками. Простейшие аккорды состоят из трёх звуков. Вообще аккорд – это три и более звуков. И здесь мы вплотную подходим к новой саге о языках.

Первыми возникли системы трёхзвучных аккордов. Смысл их заключался в следующем.

1. Берётся первая нота. Пусть это будет «до». Считаем от неё вверх: вторая – до-диез, третья – ре, четвёртая – ре-диез. Стоп. Запомнили. Идём дальше до восьмой – соль. Получили первую, четвёртую и восьмую ступени. Сыграли эти три звука вместе, запомнили.

2. Берём первой «до». Считаем до пятой ступени – ми. И до восьмой – соль. Сыграли вместе, запомнили.

Чем отличаются эти два построения? В них вторая ступень отстоит на больший или меньший интервал – на четвёртую или пятую. Теперь внимание: «меньший» и «больший» по-испански – «menor» и «mayor». Ничего не напоминает? Точно! Это «минор» и «мажор» в музыкальной терминологии. Да, минор звучит как бы грустно (но не всегда), а мажор – радостно. Но смысл не в этом, главное – больший или меньший интервал между ступенями.

Что даёт этот захватывающий рассказ? Только что в первом случае мы сыграли аккорд до минор, а во втором – до мажор. Разумеется, от любой ноты, пользуясь этими принципами, можно построить минорный и мажорный аккорды. Ре минор – это ре, фа и ля (1-я, 4-я и 8-я ступени). В любой октаве. Соль-диез мажор – это соль-диез, ля, до-диез (уже следующей октавы; 1-я, 5-я и 8-я ступени).

Как вы уже заметили, аккорд называется по первой ноте. Так и есть: первый тон – основной, ещё говорят «основная тоника», от него строятся остальные более высокие звуки.

Тут хорошо попрактиковаться. Преимущество клавишных на этом этапе – в их наглядности, поскольку в струнных октавы по струнам перекрываются, и нужно всегда помнить, где начало-конец, то есть «до». Поиграйте минор и мажор для разных нот, теперь вы сами легко составите нужный аккорд.

Ещё хорошо (если перед вами фортепиано) поиграть эти аккорды двумя руками, то есть взять левой до мажор в малой октаве, а правой – его же в первой. Играть можно и одновременно, и «перебором», то есть поочерёдно нажимая клавиши и давая им звучать вместе. Во-первых, это даст очень «жирный» до мажорный аккорд, и во-вторых – понимание, что можно сыграть соль малой октавы, а до и ре-диез – первой, и это тоже будет до мажор.

И вот мы подошли к пониманию тональностей. Здесь тоже нет ничего загадочного. Любая тональность отталкивается от какого-то аккорда, и называется она так же, как и аккорд. То есть в основе до мажорной тональности лежит до мажорный аккорд. Практически он строится как ступени: 1-3-5-6-8-10-12 (из них 1, 5 и 8 – собственно аккорд). Собственно, до мажорная тональность – это все белые клавиши фортепиано.

Вообще же мажорные тональности строятся по общему принципу: ступени повышаются на тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (в этом ряду восемь звуков, последний – это первая нота на октаву выше). Запомнить эту последовательность очень просто, достаточно представить себе до мажор, или белые клавиши – они идут как раз с такими интервалами (помните – в 12-ступенном звукоряде полутонов нет только между ми-фа и си-до?).

Итак, например, ми мажорная гамма звуков (она же тональность): ми, фа-диез, соль-диез, ля, си, до-диез, ре-диез, ми. И так далее. Думаю, остальные уже несложно построить – правило известно.

Прежде чем рассказать о минорных гаммах, остановлюсь на смысле самого понятия «тональность». Казалось бы, есть звукоряд, поделенный на ступени, всё пронумеровано и поименовано – что же ещё? Оно почти верно, но не совсем. Каждая гамма, каждый набор звуков, составленный около определённого аккорда, звучит особо. Как минимум (особенно для начинающего уха) – минорно или мажорно. Да и в отдельно взятом произведении далеко не всегда нужны все двенадцать ступеней, это как с красками: у художника есть сорок восемь тюбиков, но для одной картины бывает достаточно трёх-четырёх, а для другой – пяти-шести, причём других. Кроме того, привязка к определённой тональности даёт удобство записи и чтения нот.

И тут ещё одна небольшая пауза.

Постскриптум 1: В рок-музыке используют «пауэр-аккорды». На самом деле это никакие не аккорды, а пары звуков, отстоящих на квинту (на пятую по-русски), то есть в 7-ступенном звукоряде это первый и пятый звук (например, до и соль, ми и си), а в 12-ступенном – первый и восьмой (например – то же самое). Они в паре звучат с характерным «рычанием».

Вернёмся к нотам

Если читатель захочет когда-нибудь исполнить какую-то мелодию или произведение, он обязательно столкнётся с нотами. Понимать их – это как уметь писать и читать, только в музыке. Я не стану подробно разъяснять каждый возможный крючок в нотной записи, расскажу лишь самый минимум: как изложенное выше записать на бумаге (или в электронном виде – кому как удобнее).

Итак, ноты записываются на линейках. Вот такой крючок (скрипичный ключ называется) обозначает, что на первой полочке под линейками – «до» первой октавы (у него на этой высоте округлая ножка):

03

А вот так записываются ноты до мажорной гаммы (см. выше, что за ноты в этой гамме):

04

Здесь до – на полке под линейками, остальные ноты пишутся подряд между и на линейках. Последняя нота – до второй октавы. На этом ноты не заканчиваются, а если не хватает линеек, рисуют дополнительные строчки. Если вся мелодия – в низких звуках, то рисуют не скрипичный, а басовый ключ. Где в нём какие ноты при желании можно подсмотреть в энциклопедиях. Двигаемся дальше.

Почему я сказал выше, что используя не все ступени октавы, а только те, которые входят в некоторую тональность, легче записывать? Допустим, в произведении есть ноты: до-диез, фа-диез, соль-диез, ля, си, которые, разумеется, много раз повторяются. Тогда пришлось бы писать каждый раз рядом с нотами диезы, и запись превратилась бы в тучу значков. Но если заметить, что все эти звуки входят в ми мажорную гамму, то достаточно на соответствующих линейках около знака ключа написать диезы – и это будет означать, что ноту, стоящую на этой линейке, нужно всегда играть диезом.

Например, вот обозначение той же ми мажорной гаммы и составляющие её ноты:

05

Как видно, значки диезов ставятся вверху у ключа, здесь они во второй октаве, но распространяются, конечно, и на первую. То есть здесь шестую ноту – до – нужно всегда играть как до-диез, на её строчке стоит значок диеза. Вторую – фа – тоже диезом, на её строчке нет значка, но он есть во второй октаве (если написать значки во всех октавах, тоже легко запутаться).

Здесь также написаны цифры 4/4 и есть вертикальные линии. Что это значит?

В самом начале я говорил, что звук может быть длинным или коротким. Настало время определиться, насколько длинным или коротким. Обычно музыку играют по равным коротким отрезкам времени. Например, как тикают часы, или просто мысленно считаешь «раз-два-три, раз-два-три», или «раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре». Вот когда «раз-два-три-четыре» – один такой «тик» называют одной четвёртой. Ноту такой длительности рисуют закрашенную со штилем:

06

А группу из четырёх нот, как и один цикл счёта до четырёх, называют тактом. В приведённой записи 4/4 означает, что в одном такте четыре ноты длительностью одна четвёртая. Такты разделяются вертикальной чертой. Получаются такие себе группы нот, как бы отдельные слова музыкальной фразы.

Половинка – нота, по длительности как две четвертушки – записывается незакрашенной со штилем. Четыре четвертушки или две половинки составляют целую ноту (всё логично), которая обозначается незакрашенной без штиля. Понятно, что при размерности 4/4 внутри такта может быть либо четыре четвертушки, либо две половинки, либо одна целая, либо две четвертушки и половинка, и так далее.

Чуть не забыл: обозначения могут быть не только диезами, но и бемолями.

Для начала хватит. Вернёмся к минору.

Минорные гаммы

С минором несколько сложнее, чем с мажором. Отчасти это из-за несоответствия мелодического и хроматического деления октавы (то есть между «на звук и геометрично» и «равномерно и логично»). Минор может быть трёх типов, соответственно и схемы построения его будут отличаться.

В натуральной минорной гамме звуки идут так: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. То есть, например, ре минор – это ре, ми, фа, соль, ля, ля-диез (он же си-бемоль), до, ре. В гармонической седьмая (предпоследняя) ступень не тон, а полтора. Для этого же примера ре минор будет не с си-бемолем, а с си. В мелодической же на полтона повышается 6 и 7 ступень, когда играется вверх, а когда вниз – то как в натуральной. Тут с примером ещё сложнее, и даже значки в такой тональности обычно не пишутся, потому что считаются случайными.
Не будем заморачиваться с вопросами зачем оно так да почему, лучше обратим внимание на ещё один интересный момент.

Если вы пытались выписывать все последовательности нот минорных и мажорных гамм, то должны были заметить, что иногда минор и мажор совпадают. Такие тональности называют параллельными. Вот они:

  • До мажор – ля минор;
  • соль мажор – ми минор;
  • ре мажор – си минор;
  • ля мажор – фа-диез минор;
  • ми мажор – до-диез минор;
  • си мажор – соль-диез минор;
  • фа-диез мажор – ре-диез минор;
  • соль-бемоль мажор – ми-бемоль минор;
  • ре-бемоль мажор – си-бемоль минор;
  • ля-бемоль мажор – фа минор;
  • ми-бемоль мажор – до минор;
  • си-бемоль мажор – соль минор;
  • фа мажор – ре минор.

Понятно, что и записываются они одинаково, например, запись:

07

может означать и си-бемоль мажор, и соль минор.

Итак, тональности – это звуковые ряды, в которых пишут произведения. Иногда их просто проигрывают в учебных целях как гаммы звуков. Думаю, теперь мы достаточно забрались в дебри, чтобы остановиться и попробовать всё это на практике и закрепить.

Заключение

И это всё? Конечно нет. Без внимания осталось ещё много вопросов. Здесь совсем не рассмотрена техника игры на каком-либо инструменте, наверное это тоже было бы интересно, хотя бы по чуть-чуть на разных. Но думаю, вот этот объём уже есть некий минимальный фундамент, на котором можно строить дальнейшие знания. Ведь я не мог угадать целей, ради которых вы взялись за чтение этого материала.

Может показаться, что наоборот – рассказано очень много. Тут уж кому как. Но всё это, конечно, запоминать незачем, главное – понять. Это и было целью моей работы.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок