5 июля завершился 84-й концертный сезон Харьковской областной филармонии

Закрытие 84-го сезона в Харьковской областной филармонии было действительно ярким и насыщенным событиями: долгожданная харьковская премьера кантаты «Колокола» Сергей Рахманинова, новое положение оркестрантов на сцене, награждение почетных артистов и слушателей, а также выступление совсем юных музыкантов на сцене совместно с взрослым профессиональным оркестром… Но обо всем по порядку.

Подарки

Приятные сюрпризы начались ещё до того, как зазвучала музыка. Причём касались они не только зрителей, но и артистов: благодарностями и почётными грамотами в честь недавно прошедшего дня работника культуры были награждены Наталья Онищенко, Марина Черноштан и Юрий Вишневский. Также маэстро Юрий Янко порадовал постоянных слушателей филармонических концертов, которые по статистике наиболее часто приходили на концерты, презентовав им эксклюзивные компакт-диски с записями классической музыки и собственным автографом на обложке. После таких небольших материальных радостей, всех присутствовавших ожидала радость духовная: два ярчайших образца русской музыки – произведения великого композитора Сергея Рахманинова.

Сомнения

На первый взгляд выбор программы для закрытия сезона несколько настораживал своей мистичностью и, мягко сказать, отсутствием позитива. Красной нитью, пронизывающей всю музыку Рахманинова, звучавшую в этот вечер (Симфония №3 и поэму «Колокола»), является тема знаменитой католической секвенции «Dies Irae» (День гнева), которая долгое время была обязательной составляющей заупокойной мессы. Вне всякого сомнения, правильно сделал тот слушатель, который не стал привязывать своё восприятие музыки к трагичности в содержании этих произведений. Поскольку есть и другая логика, согласно которой выбранные произведения просто идеально вписываются в формат закрытия сезона: исполнение данных сочинений требует максимального количества музыкантов – это и расширенный состав симфонического оркестра, и хор, и солисты. Таким образом, все ведущие музыканты харьковской филармонии этим вечером получили возможность удивить своим мастерством и профессионализмом.

Концерт

В первом отделении прозвучала Симфония №3 в трёх частях – сочинение масштабное, поражающее разнообразием оркестровых красок и музыкальных характеров. С начальных же аккордов стало ясно, что эта музыка для интеллектуалов, истинных ценителей классического музыкального искусства, можно сказать, гурманов в области симфонической музыки. В ней слились воедино русские фольклорные темы, танцевальные ритмы, колокольный звон, лирические пасторальные мелодии, устрашающие мотивы «Дня гнева». Подчёркивали и траурность, и величественность этой музыки, одновременно предавая ей праздничность и торжественность, также и разнообразные ударные инструменты, входящие в состав оркестра: треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки, тамтам, ксилофон, челеста.

Идеальна для показа мастерства музыкантов вторая часть симфонии, в которой так много солирующих партий разных инструментов, что порою даже забываешь о том, что это звучит именно симфония, а не концерт для одного инструмента с оркестром. Это и соло валторны на фоне аккордов арфы, солирующие скрипка, флейта, бас-кларнет, виолончель, фагот и английский рожок. Закрепила успех исполнения третья часть симфонии, ярчайшим элементом которой была фуга (форма полифонической музыки).

Во втором отделении на суд слушателей была предоставлена обещанная премьера – поэма «Колокола» для трех солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, написанная Рахманиновым по одноименному стихотворению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Исследователи творчества русского композитора считают, что четыре части этого произведения символизируют четыре функции колокола на Руси: первая и вторая части – звон бубенцов и свадебных колоколов, третья и четвертая – набат, извещающий о пожаре и похоронный звон.

Что сказать об исполнении «Колоколов» в этот вечер? Только одно – оно было блестящим. Во-первых, хор звучал очень чувственно, соблюдая все динамические оттенки и характеры, с четкой дикцией и – практически прозрачной интонацией. И это не смотря на то, что расположение артистов хора было, мягко сказать, неудобным для самих хористов, но удачным с точки зрения акустики зала. Верхние голоса (сопрано и тенора) стояли с левой стороны сцены, нижние (альты и басы) с правой. Однако мне всё же показалось, что артистам не комфортно, когда горячий софит светит прямо в лицо. Что поделаешь: «в тесноте, да не в обиде», как говорят в народе.

Во-вторых, нельзя не отметить мастерство солистов филармонии: Александра Бондарчука (тенор), Марины Черноштан (сопрано) и Игоря Сахно (бас) – все они обладают высокой культурой исполнения, владеют голосом настолько, что публика в зале замирает, слушая их. Особо выделить всё-таки хочется молодую певицу Марину Черноштан. Мне доводилось слушать в её исполнении музыку разных стилей: и старинную, и современных молодых авторов, но именно в музыке Рахманинова её нежный голос органичен как никогда. Забавно, что для исполнения «Колоколов», где вторая часть имеет свадебную символику, певица появилась на сцене в красном платье (изначально свадебный наряд русских женщин был красного цвета, а после Екатерины II, стало принято надевать белое).

Слушатели не могли не обратить внимания и на новую рассадку оркестра: теперь первые скрипки и альты сидели по левую сторону маэстро, вторые скрипки и виолончели – по правую. Подобные варианты рассадки оркестра часто используются в странах Западной Европы различными именитыми дирижерами. Привычная же нашему глазу и уху рассадка, когда скрипки слева, виолончели справа, называется американской. В данном контексте так и хочется перефразировать классика: «А вы, друзья, как ни садитесь, ВСЕ в музыканты вы ГОДИТЕСЬ», поскольку на превосходное качество игры смена положения оркестрантов повлияла только в лучшую сторону.

Изюминка

Но самое интересное – исполнением «Колоколов» концерт не закончился: в завершение программы всех ожидал ещё один сюрприз. По словам главного дирижёра Юрия Янко, словно символ преемственности поколений, на сцену пригласили маленьких музыкантов лет шести – десяти. Вместе с маэстро и музыкантами оркестра они исполнили целую симфонию. Это оригинальное шуточное камерное произведение, известное как Симфония игрушек или Детская симфония. Сначала историки музыки считали, что автор его – Йозеф Гайдн, но затем пришли к выводу, что всё-таки это Леопольд Моцарт. Кроме струнного оркестра в симфонии используются детские игрушечные инструменты — кукушка, барабан, трещотка, труба, треугольник. Именно на них играли юные харьковские музыканты. Восторгу и умилению изумленной публики не было предела.

Остается надеяться, что новый концертный сезон филармония начнет уже в обновлённом здании, ведь количество зрителей в этот вечер было настолько велико, что я слушала концерт, словно дирижер, – стоя, поскольку мест в зале уже за пять минут до начала концерта не было…

Екатерина Жигалова

Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок