Есть ли будущее у трамвая?

Может, я сейчас открою большой секрет, но ездить трамваем — опасно. Этот транспорт за последние годы пришёл в полную негодность, и чтобы возобновить его полноценную работу, требуются нечеловеческие усилия и фантастические деньги. Всего этого, конечно же, нет, как и других способов одновременно заменить все колеи, контактные линии и подвижный состав на новые. А в сегодняшнем состоянии по нескольку случаев в день, когда трамвай поломался или вовсе сошёл с рельсов стало нормой. Но это ненормально!

Что делать? Вопрос не новый, и требующий решения. Пусть рельсовый городской транспорт продержится ещё год, пять или десять лет; пусть город найдёт ещё денег, чтобы купить несколько списанных чехами трамваев — это не разрешит ситуацию в корне. Новые вагоны, пройдя сотню-тысячу километров по разбитым путям, превратятся в такой же металлолом, как и их героические предшественники. И конечно же, постройка одного-двух-пяти новых трамваев (можем же!) не сделает погоды, и они также вскоре отправятся в металлолом. А дальше?

Сколько было интересных проектов — смелых и прагматичных, сказочных и реалистичных… Казалось бы, ну почему бы не посмотреть в их сторону? Ведь и в странах Запада, и на Востоке такие проекты успешно реализованы: поезда на магнитных подушках существуют! С другой стороны, однажды трамвайное сообщение придётся остановить — и что тогда? Будет ли логичным снова изобретать трамвай?

Сказать, что да — однозначно нельзя: технология отработана и функционирует, но не у нас: класть рельсы пусть и на бетонные шпалы, но поверх небольшой подушки из щебня — позавчерашний день. Даже в странах третьего мира технология укладки уже давно усовершенствована и позволяет выдержать точность путей в пределах единиц миллиметров. Понятно, что их трамваи не гремят, но это уже другая история.

Есть ещё один важный фактор — наша реальность. Что мы имеем в Харькове? Многокилометровые пролёты, которые связывают разбросанные в пространстве районы города. Естественно, поддерживать инфраструктуру на такой протяжённости непросто. Шутка ли: длина 26-го маршрута — это весь евротуннель под Ла-Маншем! Разумеется, сделать хотя бы только его по ультрасовременным технологиям — не под силу даже украинскому бюджету.

Поэтому неминуемо нужно искать разумный компромисс. Нужен транспорт, который будет недорогим в постройке, несложным в реализации, недорогим в эксплуатации, надёжным и долговечным. Автобусы? Вряд ли найдутся деньги, чтобы отремонтировать все дороги и обеспечить достаточную пропускную способность магистралей при нерешённых вопросах топлива и экологичности, да и много прочего. Личные автомобили? Тем более нет, хотя бы по причине пробок уже сегодня.

То есть места в городе достаточно, в пролётах между проезжей частью и жилыми домами заложен огромный запас пространства, вопрос — как им воспользоваться, чтобы через тридцать лет снова не было мучительно больно и обидно…

Я, как человек, немного соображающий в технике, не раз фантазировал над этим вопросом. И мне показалось, что самый интересный вариант — «живой тротуар». То есть по сути — эскалатор вместо тротуара. Разве не логично: непрерывная платформа движется со скоростью пешехода, стал — и поехал. Хочешь вдвое быстрее — иди по ней, как по обычному тротуару, и твоя скорость будет уже не пять, а десять километров в час — как в среднем у современного трамвая в час пик.

Чем хорошо? Работает непрерывно, народ не скапливается на остановках. Тяговых моторов нужно не больше, чем для трамваев. При грамотной реализации вероятность травматизма значительно меньше. Даёт возможность людям перемещаясь двигаться — или наоборот, отдохнуть от пешей прогулки. Остановки не нужны в принципе: выйти можно там, где нужно (а опасные участки, где сходить не нужно, можно элементарно оградить).

Чем плохо? У эскалатора сложный механизм. Но ничто не мешает его модернизировать, например, не тянуть площадки в обратном направлении под землёй, а развернуть их горизонтально — и они же станут тротуаром, идущим в обратном направлении; получится замкнутая линия, как, например, на канатной дороге, только на порядок удобнее. А сами платформы могут ехать и по рельсам: нагрузка на них будет гораздо меньше, чем от трамвая, к тому же они будут всегда закрыты от дождя и снега, а значит — прослужат дольше. За такую дорогу сложно брать деньги. Да, такой тротуар потребует другого уровня сознания населения, когда пассажиры должны будут честно бросать монетки в копилки. Но с другой стороны — много ли сейчас собирают кондукторы за смену, учитывая количество льготного контингента? Дождь будет капать на головы? Значит нужно будет сделать красивые крытые аллеи, и тем самым решить ещё один вопрос — архитектурного облика. Медленно? Да, на протяжённых участках это очень актуально. Значит нужны будут две линии, скажем, в пять и десять километров в час с возможностью переходить с медленной на быструю и наоборот; возможно, это будут отдельные «разгонные» платформы, где можно войти и сойти со скоростной линии — аналог остановок. Тогда медленное «кольцо» будет небольшим по протяжённости, и разворачиваться будет под скоростными путями. Всё решаемо!

Несомненно, эта идея требует тщательной проработки, — и технической, и экономической. Но если ничего не делать уже сейчас, то завтра обещанные техногенные катастрофы станут реальностью, и тот же Харьков без общественного транспорта превратится в разделённые десятками километров посёлки.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок