Цветокоррекция с использованием Lab color в Gimp 2.8

Вот он, долгожданный Gimp 2.8. Однооконный. Почти удобный. Конечно, обработка в обещанных цветовых пространствах CMYK и Lab в нём так и не появилась, но если зайти, так сказать, не с фасада, то все-таки работать с коррекцией в этих пространствах можно. Сегодня я покажу, как использовать Lab color.

Два слова на общие темы. Несомненно, однооконный режим удобнее. Без преувеличения, этого ждали все. Свою копию программы я немного причесал: в настройках выбрал тему с мелкими значками (хотя в Фотошопе панельки гораздо меньше, и при этом замечательно читаются); установил размер шрифта 8 пунктов (от этого все стало ещё немного компактнее); переназначил сочетания клавиш на более привычные (например Ctrl + M — на диалог «Кривые», S — на вызов инструмента «Штамп», I — пипетка, и т.д.). Общий вид интерфейса теперь такой:

О цветовых пространствах тоже нужно замолвить словцо. Почему бы сразу не включить в редактор, ну хотя бы CMYK? Сколько вышло версий, но ни одна не может с ним нормально работать. Всё очень просто. Математика обработки, конечно же, (почти) одинакова для разных изображений. Большинство фильтров могут работать с любыми вариантами цветовых каналов. Загвоздка в том, что вычисления в графических редакторах ведутся относительно какой-то одной системы координат. В Фотошопе это — Lab. Он перекрывает все цветовые пространства, обеспечивая минимум искажений при переходе от одной модели к другой. В Гимпе это — RGB. Он не совпадает по цветовому охвату со смиком, и гораздо уже лаба. Поэтому преобразования относительно его координат возможны максимум один раз. Дальше накапливается огромная погрешность. Почему тогда не сделать сердцем Гимпа Лаб? Вопрос не ко мне.

Разложение на составляющие

Работа с другими цветовыми пространствами в Гимпе возможна, если представить каждый канал отдельным слоем. То есть для CMYK потребуется сформировать один серый канал с данными голубого, еще один серый канал с данными малинового и т.д. С каждым слоем можно сделать требуемые операции и… к сожалению, вернуть в RGB. Потому что дальнейшая обработка в четырехканальном файле все равно невозможна. Какой тогда смысл в CMYK? Ведь в нем можно было бы добавить желтого, который выходит за рамки RGB-модели, улучшив изображение для печати? Правильный ответ: никакого.

Предвижу замечание: разобранный на слои файл можно собрать в CMYK-файл, и тогда все будет хорошо. Но во-первых, каналы-слои при разложении почему-то получаются негативными, то есть для привычной работы их нужно будет инвертировать, обработать, и снова инвертировать. А во-вторых, если открыть собранный файл Фотошопом, то мы увидим… RGB. Ну, не умеет он, не умеет.

А вот с Лабом можно поэкспериментировать. Тем, кто работает с этим пространством в Фотошопе, не нужно объяснять, что в Лабе можно управлять яркостью отдельно от цветности, эффективно подавлять шумы на фотографиях и много чего ещё. Поэтому, если что-то удобнее сделать в Лаб-пространстве, то почему бы это не сделать?

Теперь о главном: как раскладывать. Команда меню: «Цвет — Составляющие — Разобрать» создает новый файл (новую вкладку в главном окне), состоящий из трёх слоев: L, a, b.

Конечно, если в диалоговом окне выбрать CMYK, то будут четыре соответствующих слоя.

После манипуляций с этим изображением нужно собрать его в исходный файл (во время обработки он остаётся открытым в отдельной вкладке). Команда меню: «Цвет — Составляющие — Воссоединить» соберёт из слоёв исходное изображение. Вернее, вычислит и передаст всю информацию о цвете в открытое исходное изображение. Разобранный экземпляр можно закрывать.

Обработка разложенного изображения

Теперь посмотрим, что, и главное — как, можно сделать с изображением. Вот, например, снимок цветов сирени пользователя ya-eklet из Яндекс.Фоток.

Неплохой, но темноватый и не слишком выразительный по цвету. Приступим.

Цвет - Составляющие - Разобрать; Lab, Разобрать на слои

В открывшемся изображении оставим активным только яркостный слой L.

С помощью кривых подтянем полутени и подконтрастим света.

Не включайте GEGL! Если в меню «Цвет — Использовать GEGL» стоит галочка — снимите. Иначе в слоях a и b преобразования будут неверными и баланс белого контролировать не удастся.

Посмотрим, что получилось.

Цвет - Составляющие - Воссоединить

Изображение немного потеряло в контрасте, но стало яснее.

Займёмся цветом. В разобранном изображении делаем активным слой а. К сожалению, цветовые слои, аналогично CMYK, здесь негативные. То есть за зеленые оттенки здесь отвечает нижняя половина кривой, за красно-пурпурные — верхняя. Если не хочется ломать мозги, можно инвертировать, обработать и снова инвертировать. Но вообще, это не принципиально, если запомнить, что в Гимпе цвет наоборот.

Сначала поборемся с цветным шумом и мусором. Поможет в этом команда

Фильтры - Размывание - Выборочное Гауссово размывание

Здесь важно подобрать параметры так, чтобы артефакты размылись, а значимые цветовые переходы остались.

Теперь кривые. Зафиксируем центральную точку, чтобы не менять баланс белого, усилим зеленые и добавим вариаций в красные оттенки.

Снова заглянем в исходное изображение:

Цвет - Составляющие - Воссоединить

Шикарно! Только как-то кислотно. Займёмся каналом b. В нём явно нужно усилить жёлтый, за который отвечает верхняя половина кривой (снова всё наоборот! В Фотошопе мне удобнее работать с обратной кривой, когда максимум — верхний правый угол соответствует максимально чёрному, т.е. максимуму краски. Всё-таки опыт работы в области полиграфии сказывается). Листья станут естественнее, да и какие-то из них, видимо, были желтее остальных (например, кусочек листа в нижнем правом углу). Синеву трогать не будем: может, она и есть в цветках, но скорее от неба, а нам это подчёркивать ни к чему.

И снова заглянем, что получится в исходнике:

Доводить до совершенства, конечно же можно, но в задачи этой публикации не входит. Поэтому я закрываю разложенный по слоям файл, а полученный результат приложу к оригинальному, чтобы показать их рядом.

Заключение

Конечно, подобный результат можно было бы получить и в RGB-пространстве, тем более, что результат всё равно остаётся в нём. Но, например, диалог «Тон-Насыщенность» понимает границы красных, зелёных и других оттенков автоматически, а в случае описанных операций мы сами определяем, что краснее, а что зеленее и насколько, и где границы этих оттенков. Мы можем сделать насыщеннее, например, только блекло-зелёные, не затрагивая ярко-зелёных. В этом преимущество кривых. Они дают нам контроль и понимание, что мы делаем.

Конечно, работать с вышеприведённым механизмом не совсем удобно: манипулируя кривыми отдельного слоя, нельзя тут же увидеть результат. Приходится подумать-применить-воссоединить-посмотреть. И надеяться на то, что в какой-нибудь версии 2.20 Гимпа когда-нибудь можно будет это делать удобно — не приходится. Но если по каким-то причинам доступен только Гимп — тогда придётся мириться.

Средством разделения цвета по слоям можно пользоваться и иначе. Например, когда к исходному изображению нужно применить маску или корректирующий слой из какого-либо канала его CMYK-копии. Получаем копию разложением на слои, берем нужный — и делаем с ним, что хотим.

Открывать CMYK или Lab-изображения в Гимпе можно, но только по слоям. Что с ними делать потом — не совсем понятно. Есть также большие вопросы относительно механизма сложения оригинала. Какие коэффициенты и гамма применяются к слоям?

Таким образом, Гимп остаётся хорошим редактором, но для фотографий. Для полиграфии он по-прежнему не слишком пригоден.


Protected by Copyscape Online Plagiarism Test
Вы не можете высказаться или оставить ссылку здесь...

Обсуждение закрыто.

Powered by WordPress | Thanks to NewWpThemes | Александр Божок